Узор и текст на камне

Узор и текст на камне

Узор и текст на камне

Эпитафия – одна из важнейших частей, художественного оформления, любого памятника. Почти всегда, на надгробье, помимо фото, даты рождения и смерти, можно увидеть эпитафию. Слова, которыми близкие люди отдают последнюю дань памяти усопшего. Содержание этих слов, как правило, долго обсуждается родными и близкими, в своем кругу, ведь эти слова останутся на камне, на долгие годы. Однако важно не только содержание, но и форма того, как они будут нанесены, на надгробие. Художественная форма влияет на восприятие любого текста, а технология обеспечивает долговечность.

Многие столетия, надписи на надгробном камне высекались при помощи простых, металлических инструментов. Менялись времена, развивались технологии, прогресс шел вперед и сегодня, нам доступно большое количество современных технологий, нанесения текстов и рисунков, на любую поверхность, в том числе на разнообразные камни и металлы. Для нанесения изображений на камень, сегодня, мастера применяют самые разнообразные виды гравировки, фурнитуру, песок и даже кислоты. В мемориальной архитектуре гравировка, является традиционным и самым массовым способом нанесения изображений и текстов, на каменные поверхности. Искусство гравировки и способов ее нанесения прошло долгий путь, от первого железного зубила, до станков с программным управлением и лазеров. Однако и поныне это трудоёмкое искусство не обходиться без человека — художника. Который, вручную, создает целостный эстетический объект, с изображением, узорами и текстом. Либо, после того как техника выполняет основную часть работы, устраняет погрешности и занимается доводкой. Чаще всего, для гравировки, используется гранит — один из самых твердых минералов и наиболее долговечный материал, практически не подверженный воздействию времени. Не смотря на то что современные инструменты и станки значительно упростили нанесение надписей или изображений, на гранит, по прежнему, это остается трудоемким и затратным процессом. Однако эти методы имеют свои недостатки. При ручной или машинной гравировке есть риск образования небольших сколов или микротрещин. Этих недостатков лишен метод нанесения текстов с помощью пескоструйной машины. Едва ли это можно назвать гравировкой, в классическом смысле слова, ведь нанесение изображения производиться с помощью струи песка, под большим давлением. Минус этого способа состоит в том, что он подходит только для нанесения текстов и непригоден для создания сложных изображений, таких как узор или портрет. По этим причинам данный метод применяется сравнительно редко или может быть применим вместе с другими способами обработки камня. Лазерная гравировка лишена практически всех недостатков и является венцом современных технологий. Лазерный станок, не повреждает структуру камня, а программное управление, позволяет создавать изображения абсолютно любой сложности. Единственными минусом лазерной гравировки, является малая глубина проникновения в материал, по сравнению с ручной или машинной гравировкой. В свою очередь, это означает, что под действием времени, надписи и рисунки быстрее потеряют свой изначальный вид. Но стоит заметить, так как, материалом для гравировки чаще всего является гранит, то даже самые сложные рисунки, нанесенные методом лазерной гравировки, будут выглядеть эстетически привлекательно, десятки лет. Довольно часто выгравированный текст покрывается сусальным золотом. Это имеет не только эстетический эффект, но и дает дополнительную защиту от агрессивных воздействий окружающей среды, что повышает долговечность нанесенных текстов и изображений.

Наносить тексты и изображения, на каменные памятники, возможно не повреждая структуру камня. Одним из таких способов является фурнитура. Набор букв для текста и изображения, отдельно изготавливаются из металла, чаще всего из бронзы, и специальным клеем крепятся к поверхности памятника. Такой метод, нанесения текстов, не повреждает поверхность и структуру камня, однако, требует ухода и по сравнению с другими, является менее долговечным. Еще одним способом нанесения рисунков и текстов на камень, не повреждающий его поверхность, является так называемое, травление камня. Нанесение текстов и рисунков химическим путем, с помощью кислот, вследствие химических реакций, вызывающих изменения в структуре камня. Такой способ нанесения изображений наиболее актуален для мрамора, поскольку он, в силу своих химических свойств, намного лучше взаимодействует с реактивами, чем гранит. Мрамор, хорошо поддается механической обработке, поэтому для него широко применяются все виды гравировки и фурнитура. Однако, мрамор, также является весьма хрупким материалом. Нанесение текстов и рисунков, с помощью травления, позволяет избежать сколов и боя, в процессе гравировки. Изображения нанесенные химическим путем выглядят эстетически весьма привлекательно. Визуально, поверхность камня остается практически не поврежденной, а текст и изображение создаются за счет локальных воздействий химических веществ, на структуру камня. Глядя на такой памятник, иногда может создаться впечатление, что такие замысловатые узоры создала сама природа. Нанесенные таким методом рисунки и тексты достаточно долговечны и не требуют специального покрытия или иной защиты, а так же специфического ухода.

Сегодня, на поверхность камня, можно нанести любое изображение: будь то текст, узор или фотография. Поскольку памятник или мемориальный комплекс является эстетически целостным объектом, предпочтительнее всего нанесение на надгробие текста, узора и изображения усопшего, в единой стилистике. Помимо содержания надписей и художественного стиля, важную роль играет правильный выбор материалов и способа нанесения изображений. Именно от этих критериев зависит, насколько долго камень сможет сохранить образ усопшего и памятные слова о нем.