Мемориальная архитектура

Мемориальная архитектура

Мемориальная архитектура

Мемориальная архитектура берет своё начало на заре человеческой цивилизации. Люди всегда особым образом обозначали места захоронения своих предков. Первыми образцами мемориальной архитектуры можно считать могильный погребальный курган и могильный камень, последний, хоть и в несколько измененном виде, дошел до наших дней. Мемориальная архитектура развивалась вместе с человеческой цивилизацией, со временем приобретая черты отдельного вида искусства. На сегодняшний день многие образцы мемориальной архитектуры являются произведениями искусства и охраняются законом, как культурное наследие. На протяжении тысяч лет, в любом обществе, увековечивание памяти об усопшем было уделом исключительно высшего сословия. Только представители правящей элиты и приближенной знати могли позволить себе строительство усыпальниц, а порой и храмов, в свою честь. Самым известным и самым масштабным примером мемориальной архитектуры являются, конечно, всемирно известные Египетские пирамиды. Древние усыпальницы фараонов и одни из чудес света. Там же в Египте существует еще один выдающийся пример мемориальной архитектуры – Долина царей. Местность, полностью застроенная усыпальницами древних властителей и богатейших людей Египта. Примечательно, что «города мертвых» существуют не только на Ближнем Востоке, но и в Азии.

Причины того, что сегодня археологи и историки находят и изучают захоронения исключительно богатых и облеченных властью людей состоит в том, что в те далекие времена далеко не каждый человек мог себе позволить установить даже могильный камень, в месте погребения близкого человека, не говоря уже о чем-то большем. Но это не единственная причина. В разное время в разных странах существовали законодательные ограничения, регламентирующие порядок и дозволенные способы увековечивания памяти, для различных слоев населения. Дабы могила крестьянина ни в малейшей степени не была схожей с могилой синьора. С древнейших времен для надгробий использовали природные материалы. В основном камень и дерево, характерные для данной местности. Обеспеченные и облеченные властью люди могли позволить себе каменные надгробия или целые архитектурные комплексы, для упокоения нескольких поколений. Менее зажиточные люди, в местах захоронений своих близких, в основном, устанавливали не особо долговечные деревянные кресты или иные культовые символы.

Ранний период развития мемориальной архитектуры характеризуется возведением инженерных конструкций, вроде усыпальниц или гробниц, с множеством комнат. Это связано с представлениями о загробной жизни, бытовавшими в то время. Люди считали, что загробная жизни мало отличается от земной и усопшему человеку понадобятся не только личные вещи, которые хоронили вместе с ним, но также и жилище. По этой причине власть имущие и просто богатые люди и после смерти стремились обеспечить себе роскошное “жилье”. Но время шло, у людей менялись верования и представления, о посмертном бытии. В нашу эру мемориальная архитектура развивалась уже совершенно иначе. Родовая усыпальница стала местом упокоения нескольких поколений одного рода и служила исключительно для этой цели. Склеп служил, прежде всего, защитой от кладбищенских воров, ведь усопших продолжали хоронить вместе с личными вещами, порой представлявшими значительную ценность. Например, обмундирование и оружие умершего рыцаря были желанной добычей разбойников. Склеп был в этом случае существенной помехой, для грабителей могил, и сохранял покой усопших.

Наибольшую культурную и эстетическую ценность представляют, конечно же, памятники. Первые скульптуры-памятники появились еще в Древнем Риме. Таким образом увековечивали память императоров. Однако, этот вид мемориальной архитектуры не имел широкого хождения вплоть до эпохи Возрождения. В этот период мемориальная скульптура начала свое бурное развитие, продолжающееся и поныне. В Европе эпохи Ренессанса в качестве памятника устанавливали скульптуры ангелов и святых. Такие памятники были и остаются настоящими произведениями искусства. В некоторых направлениях мемориальной архитектуры такой вид памятника применяется и поныне. В Новое время в качестве памятника стали устанавливать и скульптуру покойного. Размер мемориальной скульптуры может быть различным: от ростовой скульптуры до небольшого бюста.

В настоящее время, с развитием технологий, в мемориальной архитектуре применяются самые различные материалы. От монументальных и неприхотливых памятников из гранита или мрамора до керамической мозаики и позолоты. Материалы могут быть доставлены из любой точки мира. Однако важно понимать, что каждый материал имеет свои особенности и памятники из некоторых материалов могут требовать специального ухода. Сегодня мемориальная архитектура – это настоящий вид искусства с присущим всякому подлинному искусству многообразием стилей и направлений. Строгий минимализм и правильные геометрические формы современных европейских памятников, утонченный стиль и плавные линии итальянского барокко в сочетании со скульптурными композициями. Выбор памятников и надгробий разных стилей огромен и позволит найти именно тот, что соответствует вашим пожеланиям. Среди всего многообразия даже самый взыскательный человек найдет такой памятник или надгробие, которое многие годы будут достойно хранить память о близком человеке. Примечательно, что одна из самых первых форм мемориальной архитектуры, могильный камень, дошла до нас сквозь тысячелетия и продолжает активно использоваться. Разумеется, сегодняшний могильный камень сильно отличается от своего древнего предшественника. Сегодня могильный камень – это массивный гранитный валун с косым срезом. На полированной поверхности камня, как правило, размещается информация об усопшем, его фото и эпитафия. Такой памятник совершенно не подвержен агрессивным влияниям внешней среды и нуждается в минимальном уходе. Благодаря своим природным качествам камни не разрушаются столетиями, символизируя незыблемость памяти о ваших близких.

Прошедшие тысячелетия мемориальная архитектура менялась и развивалась, в ногу со временем. Памятники и надгробия отражали в себе дух своей эпохи, тенденции в искусстве и верованиях. Менялись материалы и технологии. Но в первую очередь памятники были и остаются хранителями памяти об ушедших от нас людях.