Мемориальная архитектура
Мемориальная архитектура берет своё начало на заре человеческой цивилизации. Люди всегда особым образом обозначали места захоронения своих предков. Первыми образцами мемориальной архитектуры можно считать могильный погребальный курган и могильный камень, последний, хоть и в несколько измененном виде, дошел до наших дней. Мемориальная архитектура развивалась вместе с человеческой цивилизацией, со временем приобретая черты отдельного вида искусства. На сегодняшний день многие образцы мемориальной архитектуры являются произведениями искусства и охраняются законом, как культурное наследие. На протяжении тысяч лет, в любом обществе, увековечивание памяти об усопшем было уделом исключительно высшего сословия. Только представители правящей элиты и приближенной знати могли позволить себе строительство усыпальниц, а порой и храмов, в свою честь. Самым известным и самым масштабным примером мемориальной архитектуры являются, конечно, всемирно известные Египетские пирамиды. Древние усыпальницы фараонов и одни из чудес света. Там же в Египте существует еще один выдающийся пример мемориальной архитектуры – Долина царей. Местность, полностью застроенная усыпальницами древних властителей и богатейших людей Египта. Примечательно, что «города мертвых» существуют не только на Ближнем Востоке, но и в Азии.
Причины того, что сегодня археологи и историки находят и изучают захоронения исключительно богатых и облеченных властью людей состоит в том, что в те далекие времена далеко не каждый человек мог себе позволить установить даже могильный камень, в месте погребения близкого человека, не говоря уже о чем-то большем. Но это не единственная причина. В разное время в разных странах существовали законодательные ограничения, регламентирующие порядок и дозволенные способы увековечивания памяти, для различных слоев населения. Дабы могила крестьянина ни в малейшей степени не была схожей с могилой синьора. С древнейших времен для надгробий использовали природные материалы. В основном камень и дерево, характерные для данной местности. Обеспеченные и облеченные властью люди могли позволить себе каменные надгробия или целые архитектурные комплексы, для упокоения нескольких поколений. Менее зажиточные люди, в местах захоронений своих близких, в основном, устанавливали не особо долговечные деревянные кресты или иные культовые символы.
Ранний период развития мемориальной архитектуры характеризуется возведением инженерных конструкций, вроде усыпальниц или гробниц, с множеством комнат. Это связано с представлениями о загробной жизни, бытовавшими в то время. Люди считали, что загробная жизни мало отличается от земной и усопшему человеку понадобятся не только личные вещи, которые хоронили вместе с ним, но также и жилище. По этой причине власть имущие и просто богатые люди и после смерти стремились обеспечить себе роскошное “жилье”. Но время шло, у людей менялись верования и представления, о посмертном бытии. В нашу эру мемориальная архитектура развивалась уже совершенно иначе. Родовая усыпальница стала местом упокоения нескольких поколений одного рода и служила исключительно для этой цели. Склеп служил, прежде всего, защитой от кладбищенских воров, ведь усопших продолжали хоронить вместе с личными вещами, порой представлявшими значительную ценность. Например, обмундирование и оружие умершего рыцаря были желанной добычей разбойников. Склеп был в этом случае существенной помехой, для грабителей могил, и сохранял покой усопших.
Наибольшую культурную и эстетическую ценность представляют, конечно же, памятники. Первые скульптуры-памятники появились еще в Древнем Риме. Таким образом увековечивали память императоров. Однако, этот вид мемориальной архитектуры не имел широкого хождения вплоть до эпохи Возрождения. В этот период мемориальная скульптура начала свое бурное развитие, продолжающееся и поныне. В Европе эпохи Ренессанса в качестве памятника устанавливали скульптуры ангелов и святых. Такие памятники были и остаются настоящими произведениями искусства. В некоторых направлениях мемориальной архитектуры такой вид памятника применяется и поныне. В Новое время в качестве памятника стали устанавливать и скульптуру покойного. Размер мемориальной скульптуры может быть различным: от ростовой скульптуры до небольшого бюста.
В настоящее время, с развитием технологий, в мемориальной архитектуре применяются самые различные материалы. От монументальных и неприхотливых памятников из гранита или мрамора до керамической мозаики и позолоты. Материалы могут быть доставлены из любой точки мира. Однако важно понимать, что каждый материал имеет свои особенности и памятники из некоторых материалов могут требовать специального ухода. Сегодня мемориальная архитектура – это настоящий вид искусства с присущим всякому подлинному искусству многообразием стилей и направлений. Строгий минимализм и правильные геометрические формы современных европейских памятников, утонченный стиль и плавные линии итальянского барокко в сочетании со скульптурными композициями. Выбор памятников и надгробий разных стилей огромен и позволит найти именно тот, что соответствует вашим пожеланиям. Среди всего многообразия даже самый взыскательный человек найдет такой памятник или надгробие, которое многие годы будут достойно хранить память о близком человеке. Примечательно, что одна из самых первых форм мемориальной архитектуры, могильный камень, дошла до нас сквозь тысячелетия и продолжает активно использоваться. Разумеется, сегодняшний могильный камень сильно отличается от своего древнего предшественника. Сегодня могильный камень – это массивный гранитный валун с косым срезом. На полированной поверхности камня, как правило, размещается информация об усопшем, его фото и эпитафия. Такой памятник совершенно не подвержен агрессивным влияниям внешней среды и нуждается в минимальном уходе. Благодаря своим природным качествам камни не разрушаются столетиями, символизируя незыблемость памяти о ваших близких.
Прошедшие тысячелетия мемориальная архитектура менялась и развивалась, в ногу со временем. Памятники и надгробия отражали в себе дух своей эпохи, тенденции в искусстве и верованиях. Менялись материалы и технологии. Но в первую очередь памятники были и остаются хранителями памяти об ушедших от нас людях.